На главную Основные сведения Структура и органы управления образовательной организацией Документы Образование Образовательные стандарты Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса Стипендии и иные виды материальной поддержки Платные образовательные услуги Финансово-хозяйственная деятельность Вакантные места для приема
Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ст.2)
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
Что такое инклюзивное образование?
Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.
Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких лиц.
Актуальность введения инклюзивного образования обусловлена профессиональными потребностями педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день наблюдается увеличение количества таких детей.
Цель - создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей нормы и с ограниченными возможностями здоровья, для социально-психологической реабилитации и интеграции.
Нормативные документы
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.01.2015 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Приказ "О мероприятиях по введению ФГОС обучающихся с ОВЗ
- Приказ "О разработке АООП НОО детей с ОВЗ в соответсвии с ФГОС НОО с ОВЗ"
- Приказ "О введении в МОУ Сараевская СОШ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью"
Сведения о наличии в МОУ Сараевская СОШ детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Паспорт доступности объекта и предоставляемых услуг
Сведения о наличии условий организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидов
Сведения о наличии специальных учебников
Оказание психологической и консультационной помощи
Обеспечение доступа в здание ОО - см. Паспорт доступности объекта
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ
Примерная АООП НОО для детей с ЗПР
АООП НОО для детей с ЗПР МОУ Сараевская СОШ
АООП ООО для детей с ЗПР МОУ Сараевская СОШ
АООП ООО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ Сараевская СОШ
В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования, которое предоставляет возможности каждому, несмотря на имеющиеся физические, социальные, языковые и другие особенности, быть вовлеченными в общий процесс обучения и воспитания.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», государственная программа «Доступная среда» направлены на создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни. В МОУ Сараевская СОШ создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и здоровым детям, так как одной из основных характеристик новой школы провозглашена идея «Новая школа – для всех».
В школе создаются необходимые условия для обучения детей с ОВЗ, запланированы мероприятия, направленные на организацию инклюзивного образования, организована подготовка кадров для работы с обучающимися с ОВЗ.
Созданы специальные условия в ОУ для организации инклюзивного образования в школе:
1. Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Конструктивные особенности здания МОУ Сараевская СОШ предусматривают наличие входного пандуса и поручней на первом этаже здания, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). |
2. Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Формы работы:
При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение ИПРА) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому. Для обучающихся с нарушениями интеллекта приобретены соответствующие учебники и учебные пособия. Педагоги прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ. |
3.Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
-Горячий завтрак ; -обед (за счет родительских средств). Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется. |
4. Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Здание МОУ Сараевской СОШ оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности. |
5. Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям |
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МОУ Сараевская СОШ и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. |
В настоящее время в школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (проблемы опорно-двигательного аппарата, дети с особыми образовательными потребностями – слабослышащие, ЗПР) наравне со здоровыми детьми.
Работа по интегрированию детей-инвалидов в образовательный процесс продолжается. Но уже сейчас очевидно, что дети-инвалиды должны учиться со всеми другими детьми вместе, общаться, дружить, понимать друг друга. Образование является основным правом человека, и оно создает основу для более справедливого общества. Все люди нуждаются друг в друге, поддержке и дружбе ровесников.
Права выпускников с ограниченными возможностями здоровья
К участникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.
Выпускники IX классов с ОВЗ имеют право добровольно выбрать формат выпускных испытаний – это может быть основной государственный экзамен, либо государственный выпускной экзамен.
Существуют специальные правила организации ГИА для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Условия организации и проведения ГИА для учащихся с ОВЗ определяются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников.
Для определения необходимых условий проведения ГИА выпускник с ОВЗ при подаче заявления на участие в ГИА должен предоставить один из следующих документов (оригинал или ксерокопию):
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
- справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Материально-технические условия проведения экзамена должны учитывать индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов и обеспечивать им возможность беспрепятственного доступа и пребывания в аудиториях, туалетных и других помещениях.
В помещениях должны быть пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, специальные кресла и другие приспособления. При отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже.
При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие участникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, принять лекарство.
Участники экзамена могут пользоваться необходимыми им техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей.
Особенности организации экзаменов
Для глухих и слабослышащих обучающихся:
- аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
- при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;
- по желанию экзамены по всем учебным предметам могут проводиться в письменной форме.
Для слепых обучающихся:
- экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
- письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере;
- предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления - ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер;
- ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме.
Для слабовидящих обучающихся:
- экзаменационные материалы представляются в увеличенном размере;
- в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением;
- по желанию ГВЭ по всем учебным предметам проводится в устной форме.
Во время проведения экзамена для участников организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.
Время экзамена увеличивается на 1,5 часа.
Для обучающихся, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в ППЭ, экзамен организуется на дому.
Предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь - нет потребности
Сведения об укомплектации штата специалистов
Специалист |
Наличие |
дефектологи | - |
олигофренопедагог | - |
сурдопедагог | - |
тифлопедагог | - |
логопед | + |
медработник | - |
педагог-психолог | + |
социальный педагог | - |