Использованная литература
|
http://www.rgo.ru/ – Российское географическое общество, Москва
http://shparo.ru/Child_pole/Child_main.htm – сайт Клуба «Приключение»
http://www.aari.nw.ru/ – Государственный научный центр «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» (ААНИИ)
http://polarmuseum.ru/ – Российский государственный музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург
http://infourok.ru/arktika-fasad Rossii
http://www.apkpro.ru/
http://www.arctic-info.ru/
Большая иллюстрированная энциклопедия в 32 томах,
С. Ю. Афонькин «Арктика и Антарктика»,
Биографический энциклопедический словарь,
Я познаю мир. География.
Магидович Н. П. Очерки по истории географических открытий. М., 1967
Гаккель Я. Я. Наука и освоение Арктики, Л., 1957?
Пинегин Н.В. В ледяных просторах,
Старков В. Ф. Очерки истории освоения Арктики.
|
Текстовая часть отчёта
1) Видеозапись обращения к участникам Урока директора фонда «Клуб «Приключение» Д.И. Шпаро.
2) Сообщения учащихся о некоторых фактах открытия и исследования Арктики, о героических поступках С.Дежнева и С.Челюскина, В. Прончищева и братьев Лаптевых.
3) Рассказ о природе, населении Арктики. (презентация «Удивительный мир Арктики)
АРКТИКА - (от греческого слова arktikas – северный) – чаще всего называют земли, расположенные в приполярном районе, к северу от границы лесов.
Это самая северная в нашей стране зона, располагается в высоких широтах Арктики. Арктические пустыни представляют собой бесплодные земли, скованные вечной мерзлотой и покрытые крупными ледниками (общая площадь покровного оледенения — более 55 тыс. км²)
Большая часть водной поверхности Арктика в течение всего года покрыта плавучими льдами. Толщина однолетних льдов 0,8-1,8м, многолетних 3-4м. Встречаются айсберги и ледяные острова Ледяной покров существенно затрудняет мореплавание в арктических морях и делает их доступными для транспортныхсудов (как правило, в сопровождении ледоколов) лишь в течение 2-3 летних месяцев. Средняя температура августа +2+4 0С. Лето холодное и короткое. Безморозный период всего 1,5 месяца. Средняя температура января -24-30 0С. Зимой морозы до -35-40 0С. Полярная ночь до 150 суток! Количество осадков – 200-300мм. Характерная особенность – очень сильные ветры.
Здесь проявляется одно из самых красивых природных явлений – полярное (северное) сияние. Это явление описывал в 1743г великий русский ученый Михайло Васильевич Ломоносов в своем стихотворении «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Родом он был как раз из северных краев российских - Архангельской области, он не раз наблюдал это явление.
В ледяной зоне растительности почти нет. А вот с суровым климатом арктической пустыни мирятся более 100 видов цветковых растений - снежный лютик, полярный мак, различные камнеломки, а так же мхи и лишайники. Появляются все эти растения полярным летом. При этом они не образуют сплошного покрова. Их отдельные островки разобщены обширными пятнами оголенного грунта. Хозяева арктических пустынь мхи и лишайники – могут зимовать без снежного покрова. Чтобы избежать повреждений морозами, они зимой обезвоживаются. Могут покрывать даже голые скалы, так как не нуждаются в почве, поглощая питательные вещества прямо из воздуха. Рекордсмен арктических растений: Ива арктическая - самое северное дерево (кустарник) в мире, его ветки могут достигать 5 метров в длину, но они никогда не поднимаются выше, чем на 10см от земли. Таким образом, ива защищается от ледяного ветра и растет под снежным покрывалом в течение всей зимы.
В арктических пустынях преобладают животные, которых кормит море – белые медведи, моржи, тюлени и, привлекаемые обилием планктона и рыбы, птицы. Чистики, кайры, малые гагарки, многие другие птицы гнездятся летом на скалистых берегах, образуя птичьи базары В просторах океана живут киты, различные рачки и рыбы. Типичные представители арктической фауны - песец, лемминг, черная казарка и белой сова Оперение у полярной совы белое, с более или менее развитыми бурыми пестринами. Длина 55-65 см, крылья в размахе 150-160 см, весит 1,5-2,5 кг.Яйца (от 3 до 11) откладывает в середине или конце мая; гнездом служит ямка на земле, выстланная мхом. Насиживание длится около месяца. Интенсивное размножение наблюдается в годы обилия основного корма - леммингов; когда леммингов мало, число яиц в кладке меньше, а иногда совсем не гнездится.
В арктических пустынях из-за суровых климатических условий отсутствует постоянное население. Постоянное население проживает южнее, взоне тундры и лесотундры, но и здесь его плотность меньше 1 человека на квадратный километр. Хозяйственная деятельность в Арктике сопряжена с большими трудностями. Поэтому стоимость любой продукции, производимой на Крайнем Севере очень высока. Природа Крайнего Севера очень чувствительная к вмешательству человека. Из-за низких температур и многолетней мерзлоты здесь медленно протекает самоочищение вод, поэтому любое химическое загрязнение губительно для природной среды.
4) Значение Арктики для экономики России.
Ресурсы Арктики поистине огромны. В федеральных СМИ возобновилось обсуждение стратегической значимости Арктики для России, как с точки зрения социально-экономического развития, так и для расширения глобального влияния страны. Акцент примерно в равной степени сделан на трех составляющих значимости Арктики: во-первых, природные богатства, прежде всего, колоссальные нефтегазовые запасы; во-вторых, привлекательность Северного морского пути, который является наиболее короткой, и в перспективе удобной транспортной артерией, связывающей Европу со странами АТР; в-третьих, военное значение Арктики, обусловленное, в том числе, потенциальными «поползновениями» других стран на интересы России в регионе. Именно в контексте внешнеполитической неопределенности и напряженности рассматриваются российские интересы в Арктике, а также создаваемые объекты инфраструктуры, которые требуют защиты, в том числе и за счет увеличения военного присутствия.
5)Домашнее задание:
Принять участие в интернет-викторине "Знаешь ли ты Арктику?" (www.cognita.ru/arctic). Цель: повышение осведомленности о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики.
Учащиеся 8-11 классов приняли активное участие в викторине «Знаешь ли ты Арктику?». Школьники набрали 46-50 баллов из 58 возможных.
|